ВКЛЮЧИТЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
ВКЛЮЧИТЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
Back To Top Back To Top

Мы снова лучшие: белорусы разработали VR-костюм Teslasuit, которому нет аналогов

Мы снова лучшие: белорусы разработали VR-костюм Teslasuit, которому нет аналогов
ОПУБЛИКОВАНО — 24.04.2019
ПОДЕЛИЛИСЬ — 30
ПРОЧИТАЛИ — 7134


Называя Беларусь IT-страной, многие произносят это с иронией. Но не будем забывать, что это мы подарили миру WoT, MSQRD и Viber — и это лишь то, что первым приходит на ум. Над передовыми технологиями работают тысячи наших ребят, и, пусть и не так часто, но они продолжают удивлять необычными решениями весь мир. Сегодня говорим о компании Teslasuit, разработавшей уникальный костюм для погружения в VR (но не только). Его уже успели оценить команда Стивена Спилберга, сотрудники Sony Pictures и лично Палмер Лаки (основатель Oculus). А недавно техночудо отметили еще и престижной премией Red Dot Award за самый лучший дизайн. Так что это за устройство и почему им интересуются во всем мире?

По следам газонокосильщика

Сегодня коллектив международной компании Teslasuit насчитывает 120 человек, их офисы находятся в нескольких городах мира, но начиналось все с одного человека. Основная идея принадлежит брестчанину Сергею Хурсу. Со школьных лет он любил технику и электронику. А после просмотра культового фильма «Газонокосильщик» Сергей осознал, что за VR-технологиями будущее, и начал увлекаться этой темой всерьез.

«Те, кто видел видел фильм, смогут меня понять.Там фактически показан костюм, который позже лег в основу идеи. Но больше самого костюма меня впечатлили возможности, которые открываются с внедрением подобных технологий. По сути, в сюжете фильма показан пример применения тренингов в виртуальной реальности, которые позволяют расширить возможности человека, «прокачать» его способности».

Поступив в БНТУ на факультет робототехники, Сергей параллельно работал с друзьями над 5D-кинотеатрами и уже тогда понимал, что ощущения в этих аттракционах передавались не так реалистично и эффектно, как хотелось бы. Поэтому друзья начали думать, как можно реализовать более совершенную систему. Они пришли к идее костюма, который передает тактильные ощущения через электростимуляцию мышц и нервных окончаний. Уже в 19 лет Сергей представил концепцию такого костюма в университете, а еще через год идея обрела имя — Teslasuit. В 2012 году Сергей с несколькими единомышленниками начал детально прорабатывать свой концепт, готовить проект к реализации.

Инвестиции в будущее

Четыре года компания работала за свои средства, фактически — на энтузиазме и вере в продукт. Уже тогда стало понятно: без работающего прототипа, без понимания, зачем нужен этот абсолютно новый продукт, без веры в его потенциал никто не станет с ним и с его создателями работать.

«Если ты представляешь первый в своей категории продукт, новый и неизвестный, то нужно быть готовым дать возможность его протестировать, прочувствовать его потенциал. И если продукт работает, если ты сам понимаешь, как и зачем, если у тебя есть план, что делать и куда дальше идти — тогда с тобой начинают считаться и разговаривать серьезно», — делится опытом Сергей.

В 2015-м году в Лондоне Сергей знакомится с Дмитрием Михальчуком, тоже выходцем из Беларуси, который к тому моменту уже порядка 10 лет вел свой бизнес в Великобритании. Среди направлений деятельности компаний Дмитрия — производство дронов и систем «умного дома». Ребята быстро находят общий язык, и Дмитрия так увлекает идея создания костюма, что он переезжает в Минск, чтобы работать над проектом в должности директора по развитию. Teslasuit требовалось усиление в направлениях маркетинга и бизнес-администрирования — тех областях, с которыми Дмитрий был хорошо знаком.

«Каждый проект начинается с идеи, затем следует реализация, потом продвижение и продажа продукта. Все эти этапы важны. Любую самую инновационную идею можно реализовать абсолютно бездарно, и тогда не помогут ни маркетинговые трюки, ни бизнес-презентации и встречи. Все должно быть в балансе. Если что-то в процессе сбивается, нужно вовремя это заметить и поправить. И так постоянно», — рассказывает Дмитрий.

Впрочем, дело было не только в необходимости подготовки продукта к выходу на рынок. Дмитрий полагал, что строить команду эффективнее, когда находишься не просто рядом, а внутри коллектива: видишь, чем кто живет, о чем думает, какие у кого интересы и стремления. Эти же ценности разделял и Сергей, считавший команду большой дружной семьей. Объединив навыки и возможности всех участников проекта, сплотившись усиленной командой, в 2016-м году компания смогла привлечь частные инвестиции. Teslasuit выходит на новый уровень.

Техно-смокинг

Сегодня Teslasuit представляет собой высокотехнологичный костюм, начиненный несколькими передовыми системами. Некоторые из них готовы полностью, другие — еще тестируются и дорабатываются.

Teslasuit способен полностью погрузить вас в виртуальную реальность. Речь идет не только о достоверном motion capture (захвате движений), но и полноценной обратной связи. То есть, надев такой костюм, вы сможете и видеть свое тело в виртуальном мире, и ощущать воздействие этого мира на вас. Имитация прикосновений, поглаживаний, ударов (попадание пули), капель дождя, даже ощущение веса — все это костюм способен симулировать. В финальной версии костюма будет то, что сами разработчики в обиходе называют «климат-контроль» — имитация изменения температуры посредством встроенных температурных датчиков.

Полный комплекс систем костюма сегодня выглядит так: передача тактильных ощущений (обратной тактильной связи), захват движения, температурный контроль (в перспективе), биометрические датчики, а также электромиостимуляция и электростимуляция нервных окончаний. И все эти системы встроены прямо в материал костюма! Кстати, о нем. На старте проекта разработчики перепробовали много типов тканей, но ни одна не подошла под их задачи. Поэтому костюм создан из специально разработанной ткани, в основе которой лежат несколько материалов и технологий. Вся электроника «вшита» прямо в ткань и спокойно переносит стирку. Костюм полностью беспроводной и оснащен аккумулятором, которого хватает на 10 часов работы в штатном режиме.

Успокаивают и скромные «системные требования» новинки. Разработчики утверждают: никаких дополнительных требований к мощности компьютера предъявляться не будет. Если «начинка» системного блока способна обеспечить достойную производительность при работе с существующими системами VR, подключение костюма не создаст практически никакой дополнительной нагрузки. При этом сегодня компания четко нацелена на b2b-сегмент и не называет точных сроков выхода консьюмерской версии продукта.

Для чего нужен Teslasuit?

Несмотря на очевидные ассоциации с миром виртуальных развлечений, разработчики считают гейминг лишь одной из долгосрочных перспектив проекта.

«Сейчас мы сфокусированы не столько на гейминге, сколько на b2b-сегменте. Мы работаем над кейсами в промышленном обучении для повышения эффективности VR-тренингов — например, для отработки устранения аварийных ситуаций на нефтегазовом производстве и электростанциях. У нас есть обоюдный интерес с аэрокосмической индустрией.

В медицине совместно с командой профессиональных докторов мы создаем пилотный проект по реабилитации после инсультов и спинальных травм. Эта программа разрабатывается совместно с Дальневосточным государственным университетом во Владивостоке, где функционирует профильный центр по развитию нейротехнологии, виртуальной и дополненной реальности. Также мы начали ряд проектов по внедрению нашего продукта в телемедицину.

Еще одно направление, куда мы смотрим в перспективе, — это спорт. Скажем, мы сможем научить человека играть в гольф. Надев костюм, обучаемый перенесется на виртуальный гольф-полигон, а программная оболочка будет сканировать все его движения, указывать на ошибки и даже «поправлять» при помощи мышечной стимуляции, если он, скажем, слишком высоко заводит руку с клюшкой для удара по мячу. И таких примеров можно привести много», — рассказывает Сергей Хурс.

Еще одной потенциальной сферой применения костюма может стать виртуальный туризм, а также дистанционное управление, например, роботизированной техникой. Отдельно отметим планы разработчиков внедрять костюм для занятий… фитнесом. Электростимуляция мышц и нервных окончаний поможет глубоко проработать ту или иную группу мышц во время тренировки. Также есть варианты использования костюма во время разогревающих (предварительная проработка мышц) и завершающих тренировок. А во время занятий система по заранее записанной в программу базе движений и поз будет отслеживать движения спортсмена и с помощью обратной тактильной связи, электрических импульсов, подающихся на мышцы, подсказывать нужные движения и корректировать ошибки, предотвращая травмы. А благодаря биометрическим датчикам — еще и отслеживать физическое состояние во время занятий в костюме, измерять изменения производительности и давать подсказки, когда можно «приналечь», а когда — сбавить темп тренировки. Фантастика? Уже нет.

Не только костюм

Для полноценной работы костюма в большинстве сценариев все равно требуется шлем виртуальной реальности. Логично было бы предположить, что не за горами создание собственного «дополнения» к костюму в виде шлема. Но у разработчиков другое видение.

«Сейчас нет единого стандарта в VR-технологиях: это новая индустрия. И это скорее плюс: постоянно появляются решения, обещающие сделать погружение в виртуальную реальность более реалистичным, а опыт — более насыщенным. В продаже имеется много шлемов от разных производителей, и необходимости разрабатывать еще один нет. Мы сейчас сосредоточены полностью на костюме, а он совместим с любым VR-шлемом любого производителя», — поясняет позицию компании Дмитрий.

При этом другие компании, изготавливающие оборудование для VR, в Teslasuit конкурентами не считают. Так, одними из самых прогрессивных наработок в области VR-развлечений сегодня могут похвастать работающие под патронажем Wargaming компании Neurogaming и VR Tech (об их технологиях на базе парка «Телепорт» мы уже писали). Вот что говорит о них Дмитрий Михальчук:

«У нас абсолютно разные продукты, задачи и аудитория. Они делают ставку на развлечения, а мы сфокусированы на b2b-сегменте и применении костюма в промышленном обучении, в спорте и медицине. И, в отличие от вышеназванных проектов, направленных только на технологию захвата движений, мы занимаем нишу high-end решений для полного погружения в виртуальные миры, физического воздействия и биометрической обратной связи, выходя далеко за рамки виртуальной реальности и покрывая сразу несколько технологических решений.

Поэтому считаем, что конкурентов у нас нет. Во-первых, мы единственные встраиваем в свой костюм несколько систем, в то время как другие технологии работают только с чем-то одним (мокапом/захватом движений или с обратной тактильной связью). Во-вторых, мы используем электростимуляцию, а не вибрацию или другие механизмы обратной связи. Электростимуляция позволяет делать более тонкие настройки и передавать пользователю костюма более точечные, реалистичные ощущения. И несмотря на то, что все, кто так или иначе задействован в VR, занимаются совершенно разными с нами проектами, они тоже развивают VR-индустрию. Поэтому мы считаем их единомышленниками».

А вот собственные перчатки в компании Teslasuit уже разрабатывают. Подробностями не делятся, но обещают, что вместе с костюмом они будут составлять единое целое — как по функционалу и возможностям, так и по дизайну. О дизайне костюма стоит рассказать отдельно.

Красивый, технологичный… и модный?

Дизайн костюма менялся от года к году, но в 2019-м его последнюю версию отметили наградой на престижной премии Red Dot Award. Как это стало возможным, рассказал главный дизайнер Teslasuit Игорь Бутурля.

Чем вы вдохновлялись при разработке внешнего вида костюма, стояла ли задача сделать дизайн, которые опередит свое время и останется актуальным в ближайшие годы?

— Меня вдохновляет многое: музыка, автомобильный дизайн, новые технологии и гаджеты. Разумеется, влияние оказывают и продукты массовой культуры: фильмы, комиксы, игры. Возможно, поэтому у многих при взгляде на костюм возникают ассоциации с теми или иными персонажами из мира кино или гейминга. Второй, не менее важный источник вдохновения, — это человеческое тело. Оно прекрасно и всеми своими системами само подсказывает направление движения.

Если говорить конкретно о Teslasuit, то нашей целью было создать нечто совершенно новое — начальное звено симбиоза пользователя и электроники, своеобразный медиум между человеком и цифровым миром. В фильме «Ready Player One» («Первому игроку приготовиться») действие происходит в 2045 году, и там показан похожий по идее костюм. Сейчас 2019 год, так что в жизни мы уже значительно опередили время, спрогнозированное в фантастике.

Наш костюм — это не модная вещь, чтобы оставаться актуальным или выйти из моды. Это технологический продукт. Разумеется, в технологиях тоже есть свои тренды, и VR — один из них. Так что есть все основания полагать, что костюм как tech trend будет долго оставаться в топе.

Как искали баланс между «красиво» и «функционально», на какие жертвы в дизайне пришлось пойти, чтобы не ущемить функционал?

— Изначально моей задачей было найти тот самый баланс между комфортом и эстетикой, технологичной эргономикой и возможностями для реализации всего функционала Teslasuit. Так, при конструировании главным оказалось создать уникальную сенсорную связь между человеческим телом и электроникой, «подружить» между собой костюм и тело. Поскольку требования к одежде совсем другие, нежели к корпусам гаджетов, основной целью стало сделать сложную систему датчиков и маркеров комфортной, безопасной для взаимодействия с человеком.

Пожалуй, это одна из самых сложных задач — внедрение электроники в одежду. У Teslasuit нет аналогов как таковых, и в нашем продукте нужно было впервые объединить, казалось бы, несочетаемые функции: плотное прилегание к телу, удобство при надевании, максимальную унификацию (для разных типов фигур), интеграцию электроники в ткань. Но благодаря такой сложности задач мы и разрабатываем элегантные решения, которые не вредят эстетике. Считаю, с задачей мы справились.

У вас есть система, которая учитывает электрическое сопротивление кожи и подстраивает силу импульсов под конкретного человека. А как быть с размерами? Как их учитывали при разработке дизайна?

— У нас есть полная классическая размерная линейка: S, M, L, XL. Для максимального удобства мы уже на старте расширили размерный ряд, добавив удлиненные версии. Конечно, индивидуальность человеческого тела невозможно унифицировать полностью. Поэтому в дальнейшем, при выходе на большие промышленные масштабы, мы обязательно добавим функцию индивидуальной подгонки. Но даже сейчас нам удалось создать костюм, который сразу подходит 90% людей. При конструировании мы предусмотрели достаточное количество молний и застежек для более плотного прилегания и достижения компрессионного эффекта. Вся фурнитура органично вписана в дизайн и делает костюм более универсальным. Используя застежки на руках, голенях или бедрах, вы можете адаптировать его к конкретной фигуре. Кстати, многие, кто примеряет костюм, отмечают, что он стройнит и подчеркивает достоинства тела, а недостатки скрывает.

- Будут ли облегченные версии костюмов, которые люди в будущем смогут надевать на улицу как элемент одежды, и взаимодействовать в виртуальном мире, подключаясь через широкополосный интернет в смартфонах?

- Если фантазировать, то такая версия в долгосрочном будущем возможна. Это в первую очередь вопрос к разработчикам. Если технологически будет возможно реализовать такой проект, то к этому подключатся и продуктовые дизайнеры. На нынешнем этапе развития технологических возможностей мы с командой постоянно экспериментируем и стараемся сделать костюм более легким, удобным, «дышащим». Мы пробуем разные ткани, техники кроя. Это непрекращающийся поиск оптимальных и наиболее выигрышных решений.

Конечно мы полным ходом идем к консьюмерскому рынку, но я не решусь давать прогнозы когда это произойдет, так как формируем рынок не только мы в Teslasuit, но и наши партнеры и разработчики. Но я с уверенностью могу сказать что за умной одеждой большое будущее.

- В приложениях, где будет использоваться ваш костюм, наверняка будут аналоги «скинов» — графического отображения носителя в виртуальном мире. Будете ли вы принимать участие в разработке этих элементов персонализации, или отдадите на откуп разработчикам программ?

- Все зависит от конкретного приложения через которое потребитель будет взаимодействовать в виртуальном мире либо дополненной реальности. Наш продукт, — это платформа, как компьютер: со своей оболочкой, но представляющая серьезный инструмент для дополнения уже существующих систем и создания новых. Кстати, мы называем виртуальных двойников пользователей «аватарами». В наших внутренних продуктах их отрисовкой занимается отдельная команда дизайнеров.

За шаг до будущего

Кроме описанных выше областей применения костюма, у разработчиков есть что-то вроде мечты на далекую перспективу. Они хотят сделать костюм частью… мессенджера. Но не простого. Своим видением поделился Дмитрий Михальчук.

«Обычно мы говорим о пяти основных чувствах: зрении, слухе, вкусе, запахе и прикосновениях. Люди всегда стремились передать именно эти ощущения: голос и звук через радио и телефонию, видео и аудио через телевидение и Интернет. На этом строится развитие всех коммуникационных технологий. И только тактильные ощущения всегда оставались чем-то очень личным: мы позволяем прикасаться к себе лишь очень близким людям.

Технологии Teslasuit позволяют передавать прикосновения – а это, фактически, новый канал коммуникации. Это история о том, чтобы дать возможность людям прикоснуться друг к другу, дать почувствовать связь: и в виртуальном мире и просто на расстоянии. А мессенджеры создавались именно для поддержания связи на расстоянии. Технология Teslasuit фактически добавляет еще одну опцию к текстовому, голосовому и видео общению. Окажется ли эта возможность востребованной в мировом масштабе? Это покажет время…».
Мы в социальных сетях
БОДРАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА