ВКЛЮЧИТЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
ВКЛЮЧИТЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
Back To Top Back To Top

«Я буду твоим начальником». Как живут архитектор и воспитательница, бросившие работу ради хобби

«Я буду твоим начальником». Как живут архитектор и воспитательница, бросившие работу ради хобби
ОПУБЛИКОВАНО — 07.10.2018
ПОДЕЛИЛИСЬ — 0
ПРОЧИТАЛИ — 190
КОММЕНТАРИИ — 0

О том, чтобы оставить офисную работу и начать свое дело, задумываются многие. Для кого-то мечты так и остаются мечтами, покрываются пылью и вызывают с годами лишь оскомину. Но некоторым все же удается «прорваться». Фотографы Олег и Фортуната (Галина) Латушко уже два года занимаются собственными фотопроектами, много путешествуют и не жалуются на скучную жизнь. Это то, к чему они всегда стремились.

Мы встретились с позитивной парой и расспросили их о самом главном: как побороть страх оставить работу, с чего начать «путь фрилансера» и что делать, когда нет клиентов.

Фото: Margarita Kostel

От мольберта до объектива

…Фортуната и Олег познакомились в 2009 году в Новополоцке. Олегу тогда было двадцать три года, он только что закончил архитектурный факультет БНТУ и приехал отрабатывать распределение. А чтобы не заскучать в маленьком городке, решил пойти на курсы живописи.

Там он и встретил Галину, которая недавно рассталась с мужем и искала отдушину в творчестве. Олег и Галя быстро нашли общий язык: обсуждали живопись и подсказывали друг другу идеи для новых картин, общались на интересные обоим темы, вместе узнавали что-то новое. Постепенно общение переросло в дружбу, а затем — и в любовь.

Позже пара выяснила, что им обоим нравится фотография. Он снимал по выходным, а она фотографировала малышей в детском саду, где в тот момент работала. Со временем оба поняли, что хотят уделять этому занятию больше времени. А для этого нужно было что-то менять…

Чтобы узнать, как развивались события дальше, мы задали собеседникам несколько вопросов.

Фото: Margarita Kostel

— Галина, когда вы поняли, что хотите изменений в жизни и в профессии?

Галина: — В конце 2012 года. Детский сад, в котором я работала, принадлежал заводу, и когда сотрудник увольнялся, ему выплачивали приличную сумму денег. Я поняла, что этих средств мне хватит, чтобы уехать на полгода к сестре в Италию. Что меня ждало дальше, я не знала. Так что решила открыть в жизни совершенно новую страницу.

Фото: Фортуната Латушко

В Италии я не выпускала фотоаппарат из рук: снимала все, что можно. Но и живопись не забросила. Однажды стояла на берегу озера Изео, рисовала и вдруг осознала, что восемнадцать лет подряд в это же время — в пятнадцать часов — я занималась одним и тем же. Звенел будильник, мы поднимали детей, натягивали им штаны, вытирали носы… В этот момент я поняла, что нужно скорее наверстывать упущенные возможности, наслаждаться красотой и свободой здесь и сейчас.

Галина на озере Изео. Фото: Олег Латушко

Через какое-то время мы с Олегом переехали в Минск, где я поработала в фотостудии и в частном детском саду. Но продержалась и там, и там недолго, так как душа говорила: «Создавай свое». Тогда я четко поняла, что буду работать только на себя.

—  А в чем для вас плюсы работы на себя?

Галина: — Вся ответственность лежит только на мне. Каждый день я сама решаю, сколько и когда работать. Могу, к примеру, десять часов подряд в воскресенье сидеть над одним проектом, если он мне нравится. Но могу и в отпуск пойти, когда и на сколько захочу, или проводить больше времени с родителями.

— Ваше второе имя — Фортуната — как оно у вас появилось?

Галина: — Второе имя я себе выбрала случайно, будучи в Италии в 2013 году. Мы с сестрой бывали во многих красивых местах, посещали интересные мероприятия, знакомились с замечательными людьми. Дух захватывало! Я часто думала: «Какая удача, что я оказалась в Италии!». Напитавшись этими восторгами, я однажды спросила у сестры: как по-итальянски будет «удача»? И она ответила: «fortuna». Тогда я и решила взять себе еще одно имя — Фортуната, то есть «удачливая», «везучая». И начала постепенно вводить его в свою жизнь: представлялась новым людям как Фортуната, подписывала так свои работы. С таким именем притягиваешь удачу не только к себе, но и к тем, с кем ты работаешь.

Столичные авантюристы

— Олег, оставить прежнюю работу вас вдохновил пример Гали?

Олег: — Да! Уезжая в Минск, я хотел заниматься только фотографией. Потому что чем больше работал архитектором в офисе, тем яснее понимал, что это не мое. Но когда мы приехали в столицу, работу найти все же пришлось: жить как-то было нужно. А тогда еще и декрет о тунеядстве появился… В общем, я снова устроился в офис.

На работе приходилось задерживаться допоздна. С Галей виделся только утром и перед сном. А она мне все время звонила и рассказывала, что она то на одной выставке, то на другой, с теми встретилась, с этими познакомилась. Да, деньги я получал неплохие, но ничего, кроме работы, не видел. Постепенно сформировалась мысль, что я живу как-то не так, что нужно что-то менять. И в первую очередь — работу.

Фото: Александр Кузьмин

— Чего вы боялись, когда уходили с постоянной работы?

Галина: — Ничего!

Олег (немного колеблясь): — Ну, у меня, как у мужчины, присутствовал страх: смогу ли я прокормить нас, что будет дальше… Но Галин пример и ее постоянная поддержка помогли мне эти опасения побороть. «Пойдем со мной, я буду твоим начальником», — говорила она (оба смеются). Наша свадьба тоже придала мне уверенности и сил.

…Свадьба Олега и Фортунаты состоялась в апреле 2016 года на первом в Беларуси свадебном квесте, в котором участвовали несколько десятков пар. Семья Латушко вышла в финал. Фото из архива героев.

Олег: — В Минске мы часто меняли жилье — в том числе и по финансовым причинам. Но это же добавляло жизни динамики: постоянные переезды, совместные чаепития с соседями-друзьями, путешествия. Мы всегда считали, что обзавестись постоянным жильем никогда не поздно.

— Как думаете, сейчас вам уйти во фриланс было бы сложнее?

Фортуната: — Думаю, что еще быстрее бы сбежали!

Олег: — Про «сейчас» сказать сложно. А тогда мы интуитивно почувствовали, что настал тот самый момент, когда нужно что-то менять. И поменяли.

К тому же, многие не представляют, что можно и работать, и фрилансить одновременно. У нас есть друзья, которые эффективно совмещают одно с другим. Днем они на основной работе, а по вечерам — вместе создают дизайнерскую мебель: она вычерчивает, он выпиливает. И вполне счастливы, все успевают.

А кто-то годами работает «в системе» — и тоже счастлив! Тут все очень индивидуально, мне кажется, не стоит обобщать.

Фото из архива героев

— С какими трудностями вы столкнулись, когда начали работать на себя?

Фортуната: — Да ни с какими. Во-первых, мы все время следили за трендами в фотографии, мониторили мероприятия — и «ныряли» в новые тусовки. Сделали себе сайт. Отсняли в Италии много фотографий для портфолио.

Чуть позже я нашла в Интернете ребят, которые организовывают в Минске пивной фест. Предложила им цену за фоторепортаж ниже, чем у других, чтобы выбрали именно нас. В последующем мы продолжили с ними сотрудничество и в других проектах.

Фортуната: — Причем занимались не только фотографией. В последние годы стремительно набирает популярность видеоконтент, и мы тоже не могли обойти стороной эту сферу. Однажды поздно вечером нам позвонил председатель белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский и предложил снять фильм о его выставке. На тот момент опыта видеосъемки у нас почти не было, но мы решили попробовать. Снимали минут сорок, а монтировать пришлось весь день, параллельно осваивая программу Sony Vegas Pro 13.Первым результатом остались довольны и мы, и Дмитрий.

Позже мы участвовали в других видеопроектах, в том числе  и в съемке мастер-класса для ребят модельной школы «Мадемуазель Адр’и» в Доме моды самого Вячеслава Зайцева. Заполучить в портфолио проект такого уровня — большая удача. Так что сегодня кредо нашей семьи — «Нам всегда везет». Мы эту удачу в себе культивируем, продвигаем, говорим: «Мы будем, нас захотят!..». И продолжаем трудиться над собой и своим портфолио.

— А как вы относитесь ко всякого рода творческим авантюрам?

Олег: —  Отлично относимся! Мы легки на подъем и всегда рады нестандартным, спонтанным идеям. Как-то нам позвонили (мы даже не поняли кто) и попросили срочно приехать к Культурному пространству ОК16. Мол, сейчас или никогда. Была суббота, дело близилось к ночи. Но мы все равно решили поехать и разузнать все на месте.

Оказалось, художник Bazinato совместно с краудфандинговой площадкой Ulej.by создал стрит-арт-объект к презентации сборника Светланы Алексиевич — ее объемное граффити с аудиосопровождением. Нас же в качестве фотографов порекомендовала подруга, которая сотрудничала с создателями этого объекта. Мы примчались, все сфотографировали. А на следующий день, когда должна была состояться презентация, граффити уже убрали: его не согласовали с администрацией.

Но мы все равно попали на презентацию, познакомились с новыми людьми и отсняли кадры, которые позже были использованы в статье на Citydog.

Олег: — Галя — молодец, я тогда не особо хотел ехать снимать на ночь глядя. А она настояла. В такие моменты я всегда доверяю интуиции Фортунаты. Когда я выключаю свой аналитический ум, потом оказывается все так круто!

Фото: Margarita Kostel

Галина: — Приведу еще один пример. Недавно наши друзья из Москвы увидели рекламу: разыскивались фотографы и видеооператоры для съемки дома в Кандалакши (место под Мурманском). Конкурс на место для установки этого дома проводила строительная компания «ДубльДом», а победил в нем оператор, отправивший запись со снежной сопки в Кандалакши. Он доходчиво написал, почему именно здесь должен стоять модульный дом, его аргументы показались организаторам наиболее убедительными. Теперь у кандалакшской детской лыжной школы есть свой привалочный домик, где можно отдохнуть и согреться. А мы все это дело снимали.

С нашими фотографиями даже сделали открытки.

— Фриланс — это  нестабильно. Есть ли у вас финансовая подушка безопасности?

Олег: — Эта наша ахиллесова пята (смеется). Мы все время об этом говорим, но пока не получается.

Фортуната: — Когда в мае я вернулась из Италии со съемок, первое, что мы сделали, — открыли полугодовые визы и снова купили билеты в Италию. Вот такие у нас вклады.

Фото: Иван Кунцевич

Счастливы в Италии и не только

— Кстати, раз уж коснулись этой темы: каково белорусу работать фотографом в Италии?

Фортуната— Наши работы в Италии ценят, люди там не избалованы хорошей фотографией. У нас даже появились там постоянные клиенты. Почему выбирают нас? У местных фотографов аналогичная услуга стоит дорого, а качество часто оставляет желать лучшего. Скажем, провести фотосъемку интерьера ресторана или магазина стоит в Италии 900-1200 евро.

Фортуната: — Сказываются и особенности менталитета. Вот в Беларуси (в Минске особенно) — океан фотографов, и каждый пытается найти свое место под солнцем. Многие готовы работать даже бесплатно, если им понравятся модель и идея. А в Италии такого нет. Да и фотографов там встретишь нечасто, даже в самых живописных местах. Там нет таких лихачей, как мы — готовых ехать куда угодно ради красивого кадра.

Олег: — Фотографам в Италии чаще приходится выживать. Объясню почему: там очень сильна наследственность, обычно этот бизнес у них считается семейным и передается из поколения в поколение. Соответственно, велики профессиональные затраты: студия, свет, дорогая реклама. И фотография там более академичная, что ли…  Все строго, в ателье, по записи. Проходишь мимо какой-нибудь итальянской фотостудии, а там на витрине свадебные фотографии а-ля «невеста на ладошке». Немного утрируем, конечно, но все же. Итальяским фотографам не хватает легкости на подъем, сумасбродности, динамичности — того, что есть у нас.

— Как уживаются в одной семье два человека одной профессии? Часто ли спорите?

Олег: — Бывает, но в шутку.

Галя: — У нас четко распределены обязанности: я продаю наш товар, а все технические моменты на Олеге.

Олег: — Галя заворожит любого, в нее мгновенно влюбляются. И еще: главное помнить, что мы команда. У каждого свои функции, у каждого что-то получается лучше. Как только мы про это забываем, работа стопорится.

Галя— Мы прекрасно работаем и по отдельности, но вместе мы сила.

Фото: Margarita Kostel

— У всех порой бывают творческие кризисы. Как помогаете друг другу справляться с ними?

Фортуната: —  Мы гуляем, ездим на природу. Этой зимой было затишье по съемкам. Чтобы себя взбодрить, я предложила: «Олегыч, давай поснимаем себя со штатива!» Сказано — сделано: поехали на природу, дурачились в снегу, играли в снежки, с горы катались.

А еще в такие моменты помогает общение с творческими людьми.

— Что бы вы посоветовали начинающим фрилансерам? Как быть постоянно востребованным и мотивированным?

Фортуната: — Первое: важно быть в потоке. И не впадать в панику, если вдруг что-то не получается. Уметь переключаться. Если нет заказов — заниматься собой, прокачивать навыки. В конце концов, относиться к любым «паузам» легко. Как-то у нас несколько дней подряд не было звонков и предложений. Тогда я сказала: «Ура, у нас отпуск!» И мы уехали отдыхать.

Второе: не нужно жадничать. Мол, если не платят — игнорируем это мероприятие. Все равно для вас это обернется новыми знакомствами, а значит — и перспективами в развитии, работе.

Третье: не забывайте про бартер, в нем нет ничего зазорного, если он выгоден обеим сторонам. Просматривая как-то новости в Интернете, я увидела, что скоро пройдет мастер-класс по выпечке хлеба. Написала организаторам, что тоже хочу поучаствовать, подарить им взамен чудесные фотографии. Все! Шесть часов общаюсь с обалденными ребятами, учусь печь хлеб — и в конце дня отдаю им готовый контент. Так у меня за пять лет в Минске появилось много новых полезных знакомств.

Олег: — От себя добавлю: культивируйте удачу. У нас на стене висят фотографии самых позитивных съемок и моментов жизни. Это очень помогает нам каждый день. Обычно люди все складывают в альбомы, это все лежит и пылится. Нет! Приклеивайте фотографии на холодильник, стены, двери, куда угодно, лишь бы они постоянно находились на виду, подпитывали вас позитивом.

Фортуната: — Тем более, это совсем несложно и стоит копейки. У нас во дворе есть фотоцентр (такие же, думаю, можно найти буквально в каждом минском квартале). Я по электронной почте отправляю им снимок — и, когда иду в магазин, забираю свою фотографию за двадцать пять копеек. И я счастлива!

— Вы несколько раз организовывали в Италии выставки работ белорусских художников и фотографов. В ближайшее время что-нибудь повезете туда?

Галина: — Сейчас выставками я занимаюсь меньше. Но недавно наткнулась в социальных сетях на фотографию какого-то города. Первая реакция: «Боже, как красиво Рим сфотографировали!» А потом присмотрелась и поняла: это же Полоцк! Перевожу взгляд на автора и понимаю, что я знаю эту девушку. Моя интуиция говорит: «Эту работу нужно отвезти в Италию!» Потому что, во-первых, я и так еду в Италию в августе. Во-вторых, итальянцы про города Беларуси ничего не знают.

Автор фото на мою авантюру согласилась. Мы решили отвезти около десяти ее фотографий Полоцка. Правда, в отличие от предыдущих проектов, этот некоммерческий. Но таким образом я сама себе создаю праздник. Люблю взаимодействовать с творческими людьми. Когда я приезжаю в Италию надолго, через неделю после приезда у меня появляется много свободного времени. Чтобы зря его не тратить, я каждый раз нахожу для этой страны новые проекты.

— Какие места в Италии вы обязательно посоветовали бы посетить, а на какие не стоит тратить времени?

Олег: — Очень рекомендуем побывать на озере Гарда и полуострове Сирмионе! А мест, не рекомендованных к посещению, в Италии, мне кажется, просто нет.

Галина:  Обязательно отправляйтесь к площади Сан Марко в Венеции, к древнему амфитеатру Арена ди Верона. Возле него есть улица галерей, где мы с Олегом организовывали выставку белорусского художника Павла Шаппо, там очень живописно. А еще можно сходить в Вероне в Galleria d’Arte La Meridiana.

Также советую посетить город Бергамо, особенно его старинную часть.  Поселок и горнолыжный курорт Мадонна-ди-Кампильо, который находится на северо-востоке Италии в провинции Тренто. Театр Гранде в центре Брешии. Город Кремона и, конечно же, Милан.

— Какие еще идеи вы планируете реализовать в ближайшее время?

Фортуната— Так как в Италии процветает культ еды, мы хотим предложить ресторанам снимать видеоменю: как выглядит блюдо, какие ингредиенты в него входят, какое оно по объему. Вот думаем пока, как оформить эту идею. И параллельно развиваем наш с Олегом сайт.

Возможно, полетим на Бали снимать серфингистов (там скоро открывается новая школа). Почему нет?

Олег— Даже если спустя годы мы откроем бизнес совсем в другом направлении, не связанном с фотографией, архитектурой или дизайном, все равно навыки съемки нам пригодятся.

Фото: Margarita Kostel

— Думали когда-нибудь уехать на ПМЖ в Италию?

Фортуната: — Как бы кто ни грезил о поездках за границу, мы для себя решили, что лучше всего зарабатывать в Европе, а жить в Беларуси. Год назад мы могли уехать в Италию на ПМЖ, но потом перегорели. Во-первых, здесь у нас родители. Во-вторых, я считаю, что искренне восхищаешься страной, только когда ты находишься в ней как турист.

9 мест в Италии, где всегда получаются красивые фотографии

  1. Романтичные снимки вы можете сделать у озера Гарда между городками Сало и Гардоне-Ривьера, любуясь природой на летней террасе Hotel Spiaggia d’Oro.
  1. Обратите внимание на городок Дезенцано-дель-Гарда. Там красивейший утренний вид со смотровой площадки. Фото: Viale Michelangelo 150, Дезенцано-дель-Гарда, Италия.
  1. Закаты особенно хороши на фоне архитектуры Брешии. И вообще, так круто ловить объективом лучи заходящего солнца! Тогда фотографии окажутся восхитительными. Фото: Piazza Vittorio Emanuele II, Сало, провинция Брешиа, Италия.
  1. Если вы захватите с собой платок в какое-нибудь ветреное место (на озеро или в горы), то ваши кадры получатся более живыми и нежными. На фото: Via Lungolago Cesare Battisti 1/3, Дезенцано-дель-Гарда, Италия.
  1. Аксессуары, интересные детали в вашем образе добавят фотографиям красок и настроения. Даже если это шляпа, купленная за углом за два евро. Фото: Via Musei 75, Брешиа, Италия.
  1. На севере Италии полно возвышенностей, а значит, много смотровых площадок. Там всегда получаются захватывающие кадры! Фото:  Via Gezio Calini 30, Брешиа, Италия.
  1. На узких итальянских улочках фотографии выходят необыкновенно атмосферными. Фото: Viale Cavour 32, Дезенцано-дель-Гарда, Италия.
  1. Erboristeria di Sabrina — милый магазинчик трав и ароматов в городке Колонья-Венета. У них есть прекрасная веранда с зонтиками, где можно выпить чай и сделать пару красивых фото.
  1. Отличные кадры получаются на территории природного заповедника Торбьере-дель-Себино. Эта огромная болотистая местность богата редкими видами птиц, которых поджидают на мостах любители природы и романтичные путешественники.

Олег: — Модель может готовиться к съемке сколько угодно. Но иногда бывает такой классный свет, что хоть ты столбом стань — а весь изюм будет именно в этом падающем свете!

Фотографы, не смотрите сразу, что получается. Отдайтесь этой свободе — просто щелкайте. И вечером, пролистывая фото, вы неожиданно для себя найдете естественные, наполненные жизнью и красотой фотографии.

Комментарии — 0
Мы в социальных сетях
БОДРАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Читайте также: